Для срочного распространения
Пресс-секретариат
12 сентября 2002 г.
Послание президента США в адрес Генеральной ассамблеи ООН
Послание Президента в адрес Генеральной ассамблеи ООН Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
Факты: США возвращается в ЮНЕСКО Десятилетие лжи и беззакония
10:39
ПРЕЗИДЕНТ: г-н Генеральный секретарь, г-н Председатель, почтенные делегаты, дамы и господа: Мы встречаемся спустя год и один день после террористической атаки, принесшей горе моей стране, а также горе многим гражданам нашего мира. Вчера мы поминали невинные жизни, унесенные в то жуткое утро. Сегодня мы стоим перед неотложной необходимостью защитить другие жизни, без иллюзий и без страха.
Мы многое сделали в прошлом году - и в Афганистане, и не только. Нам еще многое предстоит сделать - и в Афганистане, и не только. Многие страны, представленные здесь, включились в битву с глобальным террором, и народ Соединенных Штатов благодарен им за это.
Организация Объединенных Наций создавалась в надежде, что перенесшие мировую войну будут жить в более справедливом мире и избегнут повторения конфликтов и [сопутствующих им.- перев.] ужасов. Основатели согласились, что мир никогда более не должен быть разрушен волей одного человека. Мы создали Совет Безопасности ООН, чтобы он, в отличие от Лиги Наций, наши обсуждения стали больше, чем просто разговорами, а наши решения стали большим, чем просто пожеланиями. После поколений беззаконных дикаторов, разрушенных соглашений и растраченных жизней, мы решили распространить нормы человеческого общения по всему миру, чтобы безопасность мира была под общей защитой.
Сегодня и эти стандарты, и само понятие безопасности изменились. Наша приверженность высокому званию "человек" изменилась в условиях непрекращающейся нищеты и свирепствующих эпидемий. Страдания велики, но и наш ответ совершено ясен: Соединенные Штаты едины со всем миром в оказании помощи людям везде, где они ее могут получить, чтобы жизнь стала радостной, чтобы процветали торговля и ремесла, чтобы медицинскую помощь получили все, кто в ней нуждается.
Как символ нашей приверженности гуманизму, Соединенные Штаты вернулись в UNESCO. (Аплодисменты) Эта организация реформирована и США будут полностью участвовать во всех ее программах, для распространения прав человека, терпимости и образования.
Наша общая безопасность страдает в региональных конфликтах, в этнических и религиозных раздорах, древних, но разрешимых. На Ближнем Востоке не может быть мира для обеих сторон без свободы для обеих сторон. Америка остается приверженной независимой и демократической Палестине, живущей бок о бок с Израилем в мире и безопасности. Подобно всем прочим людям, палестинцы ожидают правительства, которое служит их интересам и прислушивается к их голосу. Может ли народ продолжать поддерживать такие партии, которые шаг за шагом затягиваю его в пучину конфликта?
Кроме того, наши принципы и наша безопасность испытываются сегодня беззаконными группами и режимами, которые не придерживаются моральных принципов, и не имеют пределов своим преступным намерениям. Атаки на Америку год назад показали разрушительность намерений наших врагов. Эта уроза скрывалась от взора многих народов, включая и мой собственный. В ячейках и лагерях, террористы плинируют новые разрушения, а также сооружают новые базы для ведения войны против цивилизации. И самая страшная угроза возникает, когда террористы способны реализовать свои безумные амбиции с помощью беззаконных режимов, от которых получают снабжение технологиями массового убийства.
В одном месте, в одном режиме - мы находим все эти угрозы, в их наиболее смертоносном и агрессивном выражении, именно такие угрозы, для борьбы с которыми и создавалась Организация Объединенных Наций.
Двенадцать лет назад Ирак вторгся в Кувейт безо всякой причины. И войска режима были готовы продолжить наступление для захвата других стран и их ресурсов. Умиротворенный Саддам Хуссейн или остановленный, он продолжает оставаться угрозой миру и стабильности всего мира. И его агрессия была остановлена усилиями сил коалиции и волей Объединенных Наций.
Приостанавливая военные действия, в целях экономии своих сил, диктатор Ирака взял на себя ряд обязательств. Все знают, о чем идет речь, - и он, и остальной мир. Он согласился доказать, что выполняет выставленные условия.
Свои слова в адрес ООН Хуссейн обязан доказать делом. Нарушая каждое требование, по своей лживости и в силу своего зверства, Саддам Хуссейн совершает преступление против самого себя.
В 1991 году своей резолюцией №688 Совет Безопасности потребовал, чтобы иракский режим прекратил репрессии против своего народа, включая систематические репрессии против меньшинств, что, как указал Совет безопасности, угрожает международному миру и безопасности в регионе. Это требование игнорируется.
За последний год Комиссия ООН по правам человека установила, что Ирак продолжает грубо нарушать права человека, а также что проводимые режимом репресии ширятся. Десятки тысяч политических противников и рядовых граждан без суда и следствия арестованы и попали в заключение,после чего были казнены, подверглись пыткам избиением и огнем, электрическим током, голодом, были изувечены и изнасилованы. Жены пытались на глазах их мужей, дети - в присутствии их родителей, и все эти ужасы скрывались от мирового сообщества аппаратом тоталитарного государства.
В 1991 году Совет Безопасности ООН своими резолюциями №686 и №687 обязал Ирак возвратить всех заключенных из Кувейта и других стран. Иракский режим согласился, но нарушил свое обещание. В прошлом году специальный представитель Генерального секретаря ООН по этой проблеме сообщил, что остается невыясненной судьба более 600 [граждан] Кувейта, Саудовской Аравии, Индии, Сирии, Ливана, Ирана, Египта, Бахрейна и Омана. Среди них один американский пилот.
В 1991 году Совет Безопасности ООН своей резолюцией №687 обязал Ирак отказаться от любой связи с терроризмом и не допускать деятельности террористических организаций на своей территории. Иракский режим согласился, но нарушил свое обещание. В нарушение резолюции Совет Безопасности ООН №1373, Ирак продолжет укрывать и поддерживать террористические организации, которые терроризируют Иран, Израиль и западные правительства. Жизни иракских диссидентов за рубежом угрожает смертельная опасность. В 1993 году Ирак предпринял покушения на эмира Кувейта и бывшего президента США. Правительство Ирака открыто приветствовало нападение [террористов на США] 11 сентября. Террористы из Аль-Каеды сбежали из Афганистана и, как известно, находятся в Ираке.
В 1991 году иракский режим согласился уничтожить и прекратить разработку всех видов оружия массового уничтожения и ракет большого радиуса действия, и для подтверждения всему миру выполнения этого, должен был согласится на прямые независимые инспекции. Ирак не выполнил ничего из этих базовых обязательств.
В период с 1991 по 1995 год иракский режим говорил, что не обладает биологическим оружием. После того, как ведущий специалист по программе этих вооружений разоблачил эту ложь, [иракский] режим признался в производстве десятков тысяч литров сибирской язвы и других смертоносных биологических веществ для наполнения боеголовок ракет "Скад", авиабомб, а также баков для распрыскивания с воздуха. Инспекторы ООН уверены в том, что Ирак произвел в 2-4 раза больше биологических веществ, чем сообщалось, и не смогли учесть больше трех тонн других материалов, которые могут быть использованы для создания биологического оружия. Уже сегодня Ирак расширяет и совершенствует предприятия, которые были созданы для производства биологического оружия.
Инспекторы ООН также обнаружили, что Ирак скорее всего сохранил запасы газа VX, горичичного газа и других химических веществ, а также что режим перестраивает и расширяет предприятия, способные производить химическое оружие.
И только в 1995 году, после четырех лет лжи, Ирак в конце концов признался, что прекратил программу [создания] ядерного оружия перед самой войной в Персидском заливе. Сегодня нам известно, как бы там ни было перед той войной, что иракский режим занимался ядерным вооружением вплоть до 1993 года.
Сегодня Ирак продолжает утаивать важную информацию о своей ядерной программе - проектирование оружия, отчеты о закупках, результаты экспериментов, количество расщепляемых материалов, а также документацию об иностранной помощи. Ирак располагает способными учеными и инженерами-ядерщиками. Он сохраняет физическое оборудование, необходимое для изготовления ядерного оружия. Ирак предпринял несколько попыток приобрести трубы из высокопрочного алюминия, которые используются для обогащения урана для атомного оружия. Если Ирак получит расщепляющиеся материалы, он сможет в течение года создать атомное оружие. Кроме того, контролируемые государством иракские средства массовой информации сообщили о многочисленных встречах между Саддамом Хуссейном и его учеными-ядерщиками, что оставляет мало сомнений в том, что он сохраняет аппетит к таким вооружениям.
Ирак также располагает арсеналом ракет типа "Скад" с радиусом действия больше 150 км, разрешенного ООН. Деятельность исследовательских и производственных предприятий показывает, что Ирак строит больше ракет дальнего радиуса действия, которые несут массовую смерть по всему региону.
В 1990 году после иракского вторжения в Кувейт мир наложил на Ирак экономические санкции. Эти санкции были сохранены после окончания войны [в Персидском заливе] в качестве обеспечения исполнения Ираком резолюций Совета Безопасности. Позднее Ираку разрешили использовать деньги от продажи нефти для приобретения продовольствия. Саддам Хуссейн извратил эту программу, стараясь в обход санкций приобрести ракетную технологию и материалы для вооружения. Он возлагает на ООН вину за страдания народа Ирака, даже когда он использует доходы от продажи нефти для строительства для себя новых дворцов, а также для приобрени для страны оружия. Отказываясь исполнять собственные обязательства, он всю тяжесть страданий голода и нищеты оставляет гражданам Ирака.
В 1991 году Ирак обещал предоставлять инспекторам ООН немедленный и безусловный доступ для проверки исполнения Ираком обязательств избавиться от оружия массового уничтожения и от ракет дальнего радиуса действия. Ирак нарушил свое обещание, потратив семь лет на обман, увертки и на запугивание инспекторов ООН и в конце-концов прекратил всякое сотрудничество. Всего через несколько месяцев после прекращения огня в 1991 году, Совет безопасности дважды повторил свое требование к иракскому режиму полного сотрудничества с инспекторами, осуждая одновременно сделанные Ираком серьезные нарушения его обязательств. Совет Безопасности повторил свое требование в 1994 году и еще дважды - в 1996, сокрушаясь по поводу очевидных нарушений Ираком его обязательств. Совет Безопасности трижды повторил свои требования в 1997 году, отмечая вопиющие нарушения и еще трижды - в 1998, называния поведение Ирака совершенно неприемлемым. Наконец, в 1999 году требование было повторено.
Как сегодня очевидно, уже почти четыре года нога инспектора ООН не ступала на землю Ирака, четыре года иракский режим проектирует, строит и проводит испытания под завесой секретности.
Мы знаем, что Саддам Хуссейн домогался оружия массового убийства даже во время пребывания инспекторов в его стране. Можем ли мы предположить, что он перестал, когда они ушли? История, логика и факты ведут нас к однозначному выводу: режим Саддама Хуссейна очень опасен и становится все опаснее. Предполагать обратное значит погрешить против очевидного. Предолагать, что этот режим может измениться к лучшему, означает глупо рисковать жизнями миллионов людей и миром во всем мире. На этот риск мы не можем пойти.
Делегаты Генеральной Ассамблеи, мы были более чем терпеливы. Мы исрпобовали санкции. Мы испробовали пряник "нефть нефти за продукты" и кнут военных ударов коалиционных сил. Но Саддам Хуссейн не обратил внимания на все наши усилия и рподолжает разработку оружия массового уничтожения. Когда мы будем полностью уврены в том, что оно у него имеется, он, Боже сохрани, применит его. Мы обязаны перед нашими граждами предпринять все, что в наших силах, чтобы не допустить приход этого дня.
Поведение иракского режима угрожает авторитету ООН и угрожает миру. Ирак ответил на десятилетие призывов ООН десятилетием лжи. Весь мир сегодня стоит перед испытанием, а ООН - перед трудным и решающим выбором. Будут ли резолюции Совета Безопасности уважаться и исполняться, или отброшены без всяких последствий? Будет ли ООН служить целям своего возникновения, или будет она никому ненужной?
США помогли основать ООН. И мы желаем, чтобы ООН была эффективной, уважаемой и полезной организацией. Мы хотим, чтобы исполнялись резолюции наиболее влиятельной международной организации. А как раз сейчас эти резолюции не исполняются иракским правящим режимом. Сотрудничающие с нами государства могут столкнуться с этими испытаниями раньше нас, что покажет опасност, сейчас исходящую от иракского режима.
Если иракский режим желает мира, ему следует немедленно и безусловно поклясться в том, что раскроет, демонтирует или уничтожит все оружие массового уничтожения, ракеты дальнего действия, а также все сопутствующие материалы.
Если иракский режим желает мира, он должен немедленно прекратить любую поддержку терроризма и действия в его поддержку, как того требуют резолюции Совета Безопасности ООН.
Если иракский режим желает мира, ему следует немедленно прекратить гонения против своего гражданского населения, включая шиитов, суннитов, курдов, туркменов и других, повторимся, как этого требуют резолюции Совета Безопасности.
Если иракский режим желает мира, он должен освободить или подсчитать всех военнослужащих войны в персидском заливе, судьба которых по-прежнему неизвестна. Это поможет вернуть останки умерших, возвратить похищенную собственность, согласиться с ответственностью за ущерб, нанесенный вторжением в Кувейт, а также в полной мере начать сотрудничество с международными организациями для решения этих проблем, как этого требуют резолюции Совета безопасности.
Если иракский режим желает мира, он должен немедленно прекратить противозаконную торговлю вне рамок программы "нефть-за продовольствие". Он должен допустить представителей ООН к распоряжением деньгами от этой программы, чтобы эти деньги использовались честно и на благо иракского народа.
Когда все эти шаги будут сделаны, это станет сигналом новой открытости и подконтрольности (accountability) Ирака. И это сможет открыть перспективы для ООН в содействии создания правительства, которое будет представлять всех иракцев, правительство, которое будет уваждать права человека, экономические свободы, а также выборы под международным наблюдением.
Соединенные Штаты не испытывают вражды к народу Ирака: он просто давно пребывает во мраке безмолвия. Свобода для народа Ирака - огромный моральный долг и важнейшая стратегическая цель. Народ Ирака жаждет свободы, и того же требует безопасность всех стран. Свободные сообщества не используют силу и запугивание для устрашения, и они не запугивают мир массовыми убийствами. Соединенные Штаты поддерживают политические и экономические свободы в едином Ираке.
У нас не может быть иллюзий - и сегодня это важно понимать. Саддам Хуссейн в 1980 году напал на Иран, а в 1990 году - на Кувейт. Он пускал баллистические ракеты по Ирану и Саудовской Аравии, Бахрейну и Израилю. Его режим однажды приказал убить всех в возрасте от 15 до 70 в нескольких курдских деревнях на севере Ирака. Он отравил газами множество иранцев и 40 иракских деревень.
Мой народ будет сотрудничать с Советом Безопасности ООН в противодействии общему предъявленному вызову. Если иракский режим вновь не поддастся, мир вынужден будет призвать Ирак к ответу. Мы будем работать с Советом Безопасности над необходимыми резолюциями. Но задачи Соединенных Штатов не могут быть подвергнуты сомнению. Резолюции Совета Безопасности должны быть подкреплены силой - или требование мира должно быть удовлетворено, или [силовые] действия станут неизбежны. И утративший легитимность режим должен утратить власть.
События могут развиваться по одному из двух сценариев: если мы не сможем противодействовать опасности, народ Ирака будет по-прежнему жить в условиях дикого угнетения. Правящий в Ираке режим получит новые силы для односторонних действий и доминирования, для завоевания своих соседей, и мы обречем Ближний Восток на долгие годы кровопролития и страха. Режим останется нестабильным и регион останется нестабильным, и имеющим мало надежды на свободу и изолированным от современного прогресса. Каждый шаг иракского режима приближает его к получению и размещению наиболее ужасных вооружений, так что выбор наших ответных действий все время сужается. И если ободренный [попустительством] режим будет снабжать таким оружием своих террористических союзников, тогда нападения 11 сентября окажутся всего лишь прелюдией к еще большим ужасам.
Если мы осознаем нашу ответственность, если мы победим эту опасность, мы сможем прийти к совсем другому будущему. Народ Ирака сможет сбросить с себя угнетение. Он сможет присоединиться к демократизированному Афганистану и к демократизованной Палестине, несущим реформирование исламскому миру. Эти народы смогут показать пример того, что честное правительство, уважение к женщине и великая исламская традиция учености могут торжествовать на Ближнем Востоке, и не только. И мы покажем, что требования ООН могут быть исполнены при нашей жизни.
Ни один из вариантов пока что не исключен. Не сегодня возникла эта альтернатива. Но мы должны сделать выбор между миром, полным страха и миром, полным прогресса. Мы не может стоять и ничего не делать, пока опасность разрастается. Мы должны бороться за нашу безопасность, за неотъемлемые права и надежды человечества. Во имя наследия и по предпределению, Соединенные Штаты Америки будут бороться. И вы, посланцы Объединенных Наций, также в силах сделать подобный выбор.
Большое спасибо. (Аплодисменты)
ОКОНЧАНИЕ 11:04 восточного летнего времени
|